alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
16:46
35

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас с этой высокой трибуны. Территориальная удаленность наших районов при общности задач и проблем, большое внимание Правительства и руководства Московской области к архивному делу делают особо значимыми такие представительные собрания.

Архивное дело занимает все более важное место в многоплановой жизни Московской области, которая занимает, по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики, лидирующие в стране позиции по макроэкономическим показателям.

Во-первых, растет социальная значимость архивов. Хранящаяся в них информация по трудовым отношениям граждан все более необходима в реализации пенсионной реформы. Интенсивность использования документов в этом направлении постоянно растет. Только за прошлый год в архивные учреждения области обратилось более 236 тыс. граждан за справками социально-правового характера: о стаже работы, о заработной плате, о награждении, о службе в истребительных батальонах, о выделении земли и многим другим вопросам. Архивами области было выдано 236177 справок социально - правового характера, из них - 92,1% с положительным результатом.

Во-вторых, усилилось значение архивов в развитии исторической науки, всех обществоведческих дисциплин. В результате сегодня архивы активно востребованы современной гуманитарной наукой, более 700 исследователей ежегодно обращается к документам архивов области. Активно проводятся информационные мероприятия. Отмечу только одно из них: подготовленную ЦГАМО выставку «Они ковали Победу». Выставка была показана в 8 городах области, в том числе в Луховицах и Егорьевске, и экспонировалась всю вторую половину 2005 года.

В Московской области сегодня действует одна из наиболее крупных в Центральном Федеральном округе систем архивных учреждений. Она включает в себя уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области – Главное архивное управление, Государственное учреждение «Центральный государственный архив Московской области» и его филиалы, 63 архивных отдела (сектора) и 2 управления администраций муниципальных образований, 2 муниципальных учреждения «Наро-Фоминский районный архив» и «Климовский городской архив», 19 центров хранения документов по личному составу. В архивной системе области работает более 300 человек.

В то же время за прошедшее время накопилось немало задач, требующих решения со стороны органов государственной власти.

К началу 90-х гг. прошлого века сложившаяся в стране система управления архивным делом и сеть архивных учреждений были ориентированы на государственную экономику и стабильные процессы «жизненного цикла» организаций. Таким образом, документы постоянного срока регулярно поступали на государственное хранение в соответствии с перечнями. При ликвидации комплекс архивных документов, в том числе документы по личному составу, концентрировался в вышестоящих организациях либо у правопреемников. В остальных случаях сеть государственных, а также объединенных ведомственных архивов вполне обеспечивала интересы граждан и социальных органов государства.

Механизмы рыночной экономики, конкуренция в сфере производства и обслуживания, смена форм собственности - эти и другие факторы радикально изменили «жизненный цикл» организаций в постсоветской России. Активно начались процессы ликвидации сначала государственных предприятий, организаций, а затем и других форм собственности. Так, например, в докладе Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2005 год и задачи на 2006 год" прозвучало, что к началу 2006 г. в области «более 3000 предприятий имеют признаки банкротства». По информации Управления ФНС России по Московской области по состоянию на 01.06.2006 г. в процедурах банкротства находятся 556 организаций разных форм собственности а, следовательно, их документы будут поступать в архивы Московской области.

Думаю, что об этой проблеме еще пойдет речь в выступлениях на нашем совещании.

Другой серьезной задачей, с которой столкнулись архивисты в последние годы, стала реализация административной реформы. Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребовал концентрации усилий на упорядочении и приеме на хранение в муниципальные архивы документов администраций поселковых и сельских округов, ликвидированных в ходе административно-территориальной реформы. В прошлом году в целом по области этой работой было охвачено 127 ликвидированных и реорганизованных администраций сельских округов и поселков.

Для решения столь масштабной задачи были привлечены силы всех, без преувеличения, архивистов муниципальных архивов. А их напомню, более 200 человек.

По состоянию на сегодняшний день в Зарайском, Луховицком, Ступинском, Серебряно-Прудском муниципальных районах упорядочение документов ликвидированных органов местного самоуправления завершено, документы постоянного хранения и по личному составу приняты на хранение в муниципальные архивы.

В Егорьевском районе данная работа выполнена лишь на 50%. Пока не завершена и требует существенной активизации работа в Коломенском и Озерском муниципальных районах.

В течение первого полугодия 2006 года для приема документов ликвидированных муниципальных образований выделены дополнительные помещения площадью 45 кв. м. Зарайскому муниципальному архиву и 46 кв. м. Луховицкому муниципальному архиву. Установлены дополнительные стеллажи в Ступинском муниципальном архиве. Оснащены охранно-пожарной сигнализацией Егорьевский, Каширский, Коломенский и Ступинский районные архивы. Полностью проведено картонирование документов в Коломенском городском и Ступинском районном архивах.

Мало собрать, но и необходимо сохранить документальное наследие наших дней для будущих поколений. Для этого надо сейчас устранить имеющиеся недостатки и создать все условия для обеспечения сохранности документов.

Основной задачей Главного архивного управления является формирование Архивного фонда Московской области, организация комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Нами проводится постоянная работа по определению состава документов, относящихся к Архивному фонду Московской области и подлежащих хранению в архивах, по контролю за отбором документов и подготовкой к передаче на постоянное хранение, упорядочением документов по личному составу и обеспечением их сохранности.

В течение 2005 – первого полугодия 2006 Архивный фонд Московской области пополнили почти 8000 дел постоянного срока хранения органов местного самоуправления Егорьевского, Зарайского, Каширского, Коломенского, Озерского, Серебряно-Прудского, Ступинского муниципальных районов по описям, утвержденным ЭПК Главного архивного управления.

Главное архивное управление оказывает постоянную помощь органам местного самоуправления в формировании муниципальных архивов. В настоящее время с городскими округами Восток, Краснознаменский, Молодежный, Юбилейный и Электрогорский ведется работа по формированию муниципальных архивов.

Столь существенные достижения были бы не возможны без постоянной поддержки и внимания к архивному делу Правительства Московской области, Московской областной думы, глав муниципальных образований Московской области.

Значительным шагом в формировании Архивного фонда Московской области стало утверждение 4 июля 2006 г. Правительством Московской области «Порядка возмещения за счет средств бюджета Московской области расходов негосударственных организаций по отбору и передаче в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к собственности Московской области, в государственные архивы Московской области». Этот нормативный акт позволит существенно улучшить ситуацию с упорядочением документов государственной собственности Московской области, оказавшихся в негосударственных организациях, и пополнить ими архивы Московской области.

В целях обеспечения сохранности документов по личному составу организаций-банкротов Правительство Московской области вышло в Федеральное Собрание с законодательной инициативой «О внесении изменений в статью 49 Федерального Закона «О банкротстве», предложив правовую норму, обязывающую конкурсных управляющих передавать документы по личному составу в архивные учреждения. Прежняя редакция Закона предусматривала «право» конкурсного управляющего на передачу документов в архив, что могло привести к утратам социально значимых документов.

В целях совершенствования управления архивным делом Московской области Постановлением Правительства от 26.06.2006 № 562/24 в ведомственное подчинение Главного архивного управления Московской области передано Государственное учреждение Московской области "Центральный государственный архив Московской области".

В рамках областных программ Главное архивное управление Московской области приступило к реализации мероприятий по включению Главного управления в единую информационную систему исполнительных органов государственной власти Московской области. Разрабатывается и наполняется официальный сайт Главного управления, а также электронный административный регламент предоставления государственных услуг населению.

В заключение хочу остановиться на вопросах архивного законодательства.

Приведение областного архивного законодательства в соответствие с новым федеральным Законом потребовало изменений Закона Московской области "Об Архивном фонде Московской области и архивах", которые и были внесены Законом Московской области от 28.02.2005 № 73/2005-ОЗ.

Однако время вносит свои коррективы. Появляются практический опыт реализации архивного законодательства, потребность его совершенствования. Сегодня назрела необходимость обобщения всех произошедших изменений в новом областном архивном законе «Об архивном деле в Московской области».

Мы надеемся, что в этом законе найдут отражение вопросы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Московской области по формированию, содержанию и использованию Архивного фонда Московской области, вопросы контроля архивного законодательства на территории области, закрепление современной системы организации управления архивным делом.

Завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что, безусловно, положение архивов в каждом муниципальном образовании зависит от благосостояния района, отношения руководства муниципального образования к архивному делу, материально-техническому обеспечении, созданию необходимых условий труда архивистов. Но только совместными усилиями Правительства Московской, глав органов местного самоуправления области можно сохранить важнейшую часть исторической памяти народа - Архивный фонд Московской области.

Спасибо за внимание!