alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
15:54
7

Уважаемые участники совещания!
16 мая Московской областной Думой принят закон Московской области «Об архивном деле в Московской области», разработанный в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регулирующий отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Московской области, а также отношения в сфере управления архивным делом Московской области и наделяющий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по хранению, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Московской области, отнесенных к собственности Московской области.

Присутствующим в зале руководителям муниципальных архивов конечно же известно, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» разграничение собственности между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, производится законом субъекта Российской Федерации.

Принятым Законом Московской области архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований Московской области (до 1 января 1994 года) и хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках, отнесены к собственности Московской области.

Уважаемые коллеги! В процессе разработки и согласования Закона рассматривались разные варианты определения точки отсчета. Чтобы лучше понять, почему нами предлагается именно эта дата, необходимо отметить, что местное самоуправление в России прошло сложный путь, включающий периоды его полного отрицания и забвения, возрождения и попыток реального воплощения. Его трудная судьба была обусловлена меняющимися политическими установками, сменой теоретических взглядов, осмыслением собственного и зарубежного опыта.

И важным шагом на этом пути был Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991), на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в России. Он определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе России.

Российский закон о местном самоуправлении ввел в понятие такой важный признак, как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе и организация архивного дела.

Следует подчеркнуть, что данный закон использовал также понятие «муниципальная собственность» (союзный – понятие «коммунальная собственность»). В соответствии с российским законом местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т.е. в границах административно-территориальных единиц.

Таким образом, с учетом изложенного и необходимости оказания муниципальным образованиям, т.е. муниципальным архивам необходимой финансовой, материально-технической помощи за счет средств бюджета Московской области на осуществление мероприятий по:

  • усилению безопасности и сохранности Архивного фонда Московской области и оборудованием муниципальных архивов средствами пожаротушения и охранной сигнализации;
  • оснащению средствами хранения, учета и использования архивных документов;
  • обработке архивных документов.

в качестве разграничительной даты образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований Московской области принято 1 января 1994 года.

Уважаемые коллеги!

По состоянию на 01.01.2007 года в муниципальных архивах Московской области хранилось более 1,5 млн. единиц хранения архивных документов, созданных до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований, и более 500 тыс. единиц хранения, отнесенных к собственности муниципальных образований.

Принятый закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области и находящихся на территории муниципальных образований Московской области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Московской области:

1) временное хранение и комплектование муниципальных архивов документами, относящимися к собственности Московской области и находящимися на территории соответствующих муниципальных образований Московской области;

2) государственный учет архивных документов, относящихся к собственности Московской области и временно хранящихся в муниципальных архивах;

3) оказание государственных услуг по использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области и временно хранящихся в муниципальных архивах.

В Законе определены права и обязанности как органов местного самоуправления Московской области, так и органов государственной власти Московской области при осуществлении отдельных государственных полномочий и порядок осуществления органами государственной власти Московской области контроля за осуществлением государственных полномочий.

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области имеют право на:

1) финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Московской области;

2) обеспечение государственных полномочий необходимыми материальными средствами;

3) получение от органов государственной власти Московской области разъяснений по осуществлению переданных государственных полномочий;

4) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования Московской области.

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области обязаны:

1) исполнять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

2) обеспечить сохранность и использование по целевому назначению материальных ресурсов и финансовых средств, переданных для осуществления государственных полномочий;

3) предоставлять государственным органам Московской области документы и информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий;

4) исполнять предписания государственных органов Московской области об устранении нарушений законодательства по осуществлению государственных полномочий.

Для обеспечения исполнения переданных государственных полномочий учреждаются соответствующие должности муниципальной службы и (или) должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы.

Уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственных полномочий вправе:

1) издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением;

2) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области в организации их работы по осуществлению государственных полномочий;

3) запрашивать и получать от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области информацию (документы) по осуществлению государственных полномочий.

Уполномоченный орган обязан:

1) обеспечить передачу органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий;

2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

3) оказывать содействие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области и выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в разрешении вопросов, связанных с осуществлением государственных полномочий.

Закон определяет условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственных полномочий, а также ответственность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий.

Закон устанавливает формулу расчета норматива финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления Московской области для осуществления отдельных государственных полномочий.

Расчет субвенции осуществляется по формуле:

Rsad = (Rпрог.з/пл + Rпрог.м/з) x Чр + М м/з

где:

Rsad – размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-го муниципального образования;

Rпрог.з/пл – прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на заработную плату на одного работника;

Rпрог.м/з - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;

Чр – численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, рассчитанная в соответствии с методикой расчета численности работников муниципального архива, утвержденной Правительством Московской области;

М м/з – материальные затраты, необходимые на осуществление государственных полномочий, непосредственно связанных с оборудованием муниципальных архивов средствами хранения, учета и использования архивных документов, пожаротушения и охранной сигнализации.

Численность работников органа местного самоуправления или муниципального учреждения соответствующего муниципального образования, исполняющих отдельные государственные полномочия, зависит от количества единиц хранения Архивного фонда Московской области, включая документы по личному составу, относящихся к собственности Московской области и находящихся на территории соответствующего муниципального образования, и определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере архивного дела в соответствии с методикой расчета численности работников муниципального архива.

Объем материальных затрат определяется из расчета 30% нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.

Финансирование государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из создаваемого в составе бюджета Московской области на соответствующий финансовый год фонда компенсаций Московской области.

Размер средств на финансирование государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области, рассчитанной по предлагаемой Главным архивным управлением Московской области формуле, согласованной Министерством финансов Московской области, составляет более 110 млн.рублей, не говоря о материальных средствах, передаваемых на осуществление отдельных государственных полномочий, которые предусмотрены областным Законом.

Перечень материальных средств, необходимых на осуществление государственных полномочий органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, и порядок использования материальных средств определяется Правительством Московской области.

Размер субвенций, выделяемых в 2008 году бюджетом Московской области муниципальным районам и городским округам Московской области из фонда компенсаций Московской области для обеспечения государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию документов, отнесенных к собственности Московской области и хранящихся в муниципальных архивах Московской области, составляет от 380 тыс.рублей (при численности муниципального архива 1 человек, таких в Московской области 15 муниципальных архивов) до 5 млн. 376 тыс. рублей (при численности муниципального архива 14 человек, к ним относится Рошальский городской архив). Как отметили выше, размер субвенций зависит от количества единиц хранения Архивного фонда Московской области, включая документы по личному составу, относящиеся к собственности Московской области, и самыми крупными по объему документов и численности работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, являются:

см. таблицу.

Уважаемые участники заседания!

В процессе рассмотрения проекта закона в органах местного самоуправления, комитете по законности, вопросам власти и общественных связей, комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, комитете по экономической политике, комитете по аграрной политике и государственно-правовом управлении Московской областной Думы были высказаны замечания и предложения по проекту закона.

Эти предложения касались, в первую очередь, включения в формулу расчета субвенции материальных затрат, необходимых на обеспечение хранения архивных документов, отнесенных к собственности Московской области.

Объем материальных затрат определяется из расчета 30% нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.

Во-вторых, комитетами и государственно-правовым управлением Московской областной Думы было предложено изъять из текста законопроекта определения, используемые в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации».

Главное архивное управление Московской области согласилось с высказанными замечаниями, кроме определений, касающихся вопросов формирования и содержания Архивного фонда Московской области, т.к. определение Архивного фонда субъекта Российской Федерации в Федеральном законе отсутствует и наличие понятия Архивного фонда Московской области в областном законе посчитали необходимым.

Все мы знаем, что в настоящее время органы местного самоуправления выступают в качестве принципа организации и осуществления власти на местах, права населения на решение вопросов местного значения, одним из которых является формирование и содержание муниципального архива. Для совершенствования архивного дела в Московской области необходимы серьезные организационные усилия, материальные и финансовые затраты и дальнейшее совершенствование законодательной базы.

Чтобы не только декларировать, но и обеспечить государственные и муниципальные архивы Московской области в материальном, в организационном, в правовом отношении, Московская областная Дума приняла предложенный Правительством Московской области проект «Об архивном деле в Московской области».

И мы благодарны за постоянное внимание к проблемам архивной отрасли Московской области, поддержку и понимание Губернатору Московской области Б.В.Громову, зам. Председателя Правительства Московской области В.В.Громову, Московской областной Думе.

Реализация государственной политики в сфере архивного дела на территории Московской области, координация деятельности государственных органов Московской области, а также организаций Московской области, муниципальных образований Московской области по организации архивного дела, формирование и содержание Архивного фонда Московской области, контроль за соблюдением архивного законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Московской области об архивном деле – вот основные полномочия, для осуществления которых сформировано Главное архивное управление Московской области.

Во исполнение Закона Московской области «Об архивном деле в Московской области», в целях обеспечения передачи органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, Главным архивным управлением подготовлен договор об отношениях и сотрудничестве Главного архивного управления Московской области с органом местного самоуправления по наделению органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по хранению. Комплектованию, учету и использованию документов, относящихся к собственности Московской области и находящихся на территории муниципального образования Московской области.

Главным архивным управлением в соответствии с Методикой расчета численности работников муниципального архива определена численность работников, исполняющих отдельные государственные полномочия, соответственно определены размеры субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области.

Мы все понимаем, что во многом успешная работа муниципальных архивов зависит от взаимодействия Главного архивного управления и органов местного самоуправления.

Для утверждения законом Московской области «О бюджете Московской области» размера субвенций на 2008 финансовый год в разрезе муниципальных образований необходимо подтвердить соответствующим нормативным актом передачу на временное хранение и комплектование муниципальных архивов определенного в Договоре количества единиц хранения Архивного фонда Московской области, отнесенных к собственности Московской области. Договор необходимо в недельный срок представить в Главное архивное управление Московской области.

Мы считаем, что новый архивный Закон Московской области позволяет вывести на кардинально иной уровень отношения Главного управления и муниципальных образований. От административной вертикали архивной власти мы перешли на новый уровень управления – финансовый, который позволит, используя механизмы субвенций, полноценно управлять архивным делом всего региона.

Благодарю за внимание!