alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
15:55
35

Уважаемые коллеги!

Разрешите поприветствовать Вас всех – членов НМС, участников заседания НМС Центрального федерального округа и поблагодарить Главархив Москвы за предоставленную возможность общаться в такой замечательной обстановке.

В проводимых совещаниях, рабочих встречах мы всегда обсуждаем волнующие нас вопросы обеспечения сохранности Архивного фонда Российской Федерации, состояние архивного дела в наших регионах.

Нам интересно знать, как организована работа по технической и противопожарной укрепленности архивов, нас радуют достижения, охватывающие основные направления деятельности ваших государственных органов в сфере архивного дела в вопросах комплектования, учета и использования архивных документов.

Эти и другие вопросы, включая вопросы по обеспечению стабильности кадрового состава государственных архивных учреждений и муниципальных архивов, повышению профессионализма трудовых коллективов, также как и вас, присутствующих в этом зале, волнуют архивистов Подмосковья.

Реализация государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации и осуществление правового регулирования архивного дела – вот два основных вопроса, которые нас, архивистов, тревожили всегда.

Сегодня же, пользуясь случаем, я хочу остановиться на основных направлениях деятельности Главного архивного управления Московской области, хочу отметить те изменения, которые произошли и происходят в архивном деле на территории Московской области и, прежде всего, в отношении к архивному делу.

Кардинальные изменения в экономике, социальной сфере и, конечно же, состояние архивного дела в Московской области потребовали концентрации усилий Главного управления на развитии нормативной правовой базы. В соответствии с разработанным Планом совершенствования архивного дела и улучшения сохранности архивных документов на 2006-2007 годы Главным управлением разработано и Правительством Московской области в течение 2006 года принято 5 постановлений Правительства Московской области.

Постановлениями Правительства Московской области Главное архивное управление наделено дополнительными полномочиями:

  • выступает учредителем государственных учреждений Московской области в сфере архивного дела, координирует и контролирует деятельность государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Главному управлению;
  • разрабатывает Порядок возмещения за счет средств бюджета Московской области расходов негосударственных организаций по отбору и передаче в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к собственности Московской области, в государственные архивы Московской области;
  • проводит аккредитацию в Московской области юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в Московской области в сфере архивного дела;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Московской области в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • составляет протоколы об административных правонарушениях за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Как вы видите, уважаемые участники заседания, все эти дополнительные полномочия направлены на усиление государственной составляющей в осуществлении архивной политики в Московской области, что позволит повысить ответственность организаций за сохранность архивных фондов, и, в конечном счете, служит каждому гражданину гарантом его законных прав и интересов.

Уважаемые коллеги!

Согласитесь, что одной из основных форм реализации государственного регулирования архивного дела является формирование сети государственных архивных учреждений. В прошлом году произошли существенные изменения структуры архивной службы Подмосковья. Два постановления Правительства Московской области (июнь № 562/24 и ноябрь № 1102/46) определили деятельность государственного учреждения Московской области «Центральный государственный архив Московской области». По решению Правительства ЦГАМО был передан в ведомственное подчинение Главному архивному управлению, утвержден новый Устав ЦГАМО, положение о системе оплаты труда и порядке исчисления стажа работников архива. Кроме того, в прошлом году был ликвидирован филиал ЦГАМО в г. Можайске, а его документы перемещены в ЦГАМО.

В целях обеспечения сохранности архивных документов долговременного хранения, отражающих трудовые отношения работников с работодателями, Правительством Московской области с 1 января этого года создано государственное учреждение Московской области «Московский областной архивный центр» (27.09.2006). В состав Центра вошли филиалы ЦГАМО: социальной защиты населения и аудиовизуальной информации в г. Ивантеевке. Создан филиал Центра в г. Орехово-Зуево.

Продолжилось поступательное развитие сети и муниципальных архивов Московской области. Во многом успешная работа муниципальных архивов зависит от взаимодействия Главного архивного управления Московской области с органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями законодательства о местном самоуправлении вновь создано 3 архива в городских округах Краснознаменск, Электрогорск, Восход.

За 2006 год в муниципальных образованиях Московской области принято 34 постановления и распоряжения глав муниципальных образований Московской области по вопросам архивного дела.

Большое внимание вопросам развития архивного дела уделяется Правительством Московской области. И мы благодарны за постоянное внимание к проблемам архивной отрасли Московской области, поддержку и понимание в первую очередь Губернатору Московской области Громову Борису Всеволодовичу, Заместителю Председателя Правительства Московской области Громову Василиу Васильевичу, Московской обласной Думе и ее Председателю Аксакову Валерию Евгеньевичу, руководителю Федерального архивного агентства Козлову Владимиру Петровичу и его заместителю Артизову Андрею Николаевичу.

Большой вклад в развитие архивного дела в Московской области внесли оперативные совещания Заместителя Председателя Правительства московской области В.В. Громова с руководителями администраций муниципальных образований.

В рамках совещаний обсуждался ход реализации административной реформы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».

Работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с произошедшими значительными преобразованиями в сфере архивного дела, требующими более высокого уровня подготовки архивистов, необходимости привлечения и закрепления в архивных учреждениях квалифицированных специалистов, создания необходимых условий их работы.

В архивных учреждениях Московской области отмечается увеличение количества работников с высшим образованием.

Усилиями Главного архивного управления Московской области создана определенная система организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, накоплен положительный опыт.

На территории Московской области много лет вопросами профессиональной подготовки и переподготовки кадров занимается Московский областной учебный центр «Нахабино».

В соответствии с постановлением Губернатора Московской области «О профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственный и муниципальных служащих на 2006 год» на учебу в МОУЦ «Нахабино» были направлены 6 сотрудников Главного архивного управления Московской области и 9 заведующих муниципальными архивами.

Главное архивное управление Московской области при поддержке Управления государственной и муниципальной службы Московской области на базе Московского областного учебного центра «Нахабино» создало группу и организовано обучение слушателей – работников муниципальных архивов численностью 40 человек на 72 часа по программе повышения квалификации.

Уважаемые коллеги!

16 мая Московской областной Думой принят закон Московской области «Об архивном деле в Московской области», разработанный в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регулирующий отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Московской области, а также отношения в сфере управления архивным делом Московской области и наделяющий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по хранению, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Московской области, отнесенных к собственности Московской области.

Как всем известно, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» разграничение собственности между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, производится законом субъекта Российской Федерации.

Законом Московской области архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований Московской области (до 1 января 1994 года) и хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках, отнесены к собственности Московской области.

Уважаемые коллеги! В процессе разработки и согласования Закона рассматривались разные варианты определения точки отсчета. Чтобы лучше понять, почему нами предлагается именно эта дата, необходимо отметить, что местное самоуправление в России прошло сложный путь, включающий периоды его полного отрицания и забвения, возрождения и попыток реального воплощения. Его трудная судьба была обусловлена меняющимися политическими установками, сменой теоретических взглядов, осмыслением собственного и зарубежного опыта.

И важным шагом на этом пути был Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991), на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в России. Он определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе России.

Российский закон о местном самоуправлении ввел в понятие такой важный признак, как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе и организация архивного дела.

Следует подчеркнуть, что данный закон использовал также понятие «муниципальная собственность» (союзный – понятие «коммунальная собственность»). В соответствии с российским законом местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т.е. в границах административно-территориальных единиц.

Федеративный договор (1992), ставший составной частью Конституции РСФСР, отнес установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения получили право регулировать вопросы местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, с учетом изложенного и необходимости оказания муниципальным образованиям, т.е. муниципальным архивам необходимой финансовой, материально-технической помощи за счет средств бюджета Московской области на осуществление мероприятий по:

  • усилению безопасности и сохранности Архивного фонда Московской области,
  • оснащению оборудованием и оргтехникой,
  • осуществлению строительства и введению новых площадей

в качестве разграничительной даты образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований Московской области принято 1 января 1994 года.

Уважаемые коллеги! По состоянию на 01.01.2007 года в муниципальных архивах Московской области хранилось более 1,5 млн. единиц хранения архивных документов, созданных до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований, и более 500 тыс. единиц хранения, отнесенных к собственности муниципальных образований.

Принятый закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области и находящихся на территории муниципальных образований Московской области. В законе определены права и обязанности как органов местного самоуправления Московской области, так и органов государственной власти Московской области при осуществлении отдельных государственных полномочий и порядок осуществления органами государственной власти Московской области контроля за осуществлением государственных полномочий.

Закон определяет условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственных полномочий, а также ответственность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий.

Закон устанавливает формулу расчета норматива финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления Московской области для осуществления отдельных государственных полномочий.

Финансирование государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из создаваемого в составе бюджета Московской области на соответствующий финансовый год фонда компенсаций Московской области.

Размер средств на финансирование государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области, рассчитанной по предлагаемой Главным архивным управлением Московской области формуле, согласованной Министерством финансов Московской области, составляет более 110 млн.рублей, не говоря о материальных средствах, передаваемых на осуществление отдельных государственных полномочий, которые предусмотрены областным Законом.

Уважаемые участники заседания!

В процессе рассмотрения проекта закона в комитете по законности, вопросам власти и общественных связей, комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, комитете по экономической политике, комитете по аграрной политике и государственно-правовом управлении Московской областной Думы были высказаны замечания и предложения по проекту закона.

Эти предложения касались, в первую очередь, включения в формулу расчета субвенции материальных затрат, необходимых на обеспечение хранения архивных документов, отнесенных к собственности Московской области.

Объем материальных затрат определяется из расчета 30% нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.

Во-вторых, комитетами и государственно-правовым управлением Московской областной Думы было предложено изъять из текста законопроекта определения, используемые в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации».

Главное архивное управление Московской области согласилось с высказанными замечаниями, кроме определений, касающихся вопросов формирования и содержания Архивного фонда Московской области, т.к. определение Архивного фонда субъекта Российской Федерации в Федеральном законе отсутствует и наличие понятия Архивного фонда Московской области в областном законе посчитали необходимым.

Все мы знаем, что в настоящее время органы местного самоуправления выступают в качестве принципа организации и осуществления власти на местах, права населения на решение вопросов местного значения, одним из которых является формирование и содержание муниципального архива. Для совершенствования архивного дела в Московской области необходимы серьезные организационные усилия, материальные и финансовые затраты и дальнейшее совершенствование законодательной базы.

Чтобы не только декларировать, но и обеспечить государственные и муниципальные архивы Московской области в материальном, в организационном, в правовом отношении, Московская областная Дума приняла предложенный Правительством Московской области проект «Об архивном деле в Московской области».

Мы считаем, что новый архивный закон Московской области позволяет вывести на кардинально иной уровень отношения Главного управления и муниципальных образований. От административной вертикали архивной власти мы перешли на новый уровень управления – финансовый, который позволит, используя механизмы субвенций, полноценно управлять архивным делом всего региона.

Благодарю за внимание!