alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
16:45
24

Уважаемые коллеги!

Позвольте поприветствовать Вас на этом высоком собрании. Проведение цикла оперативных совещаний руководства Московской области с руководителями муниципальных образований по архивному делу свидетельствует о постоянном внимании Правительства, а также о том, что вопросы сохранения Архивного фонда занимают все более важное место в многоплановой жизни современной Московской области.

Серьезные изменения последних десятилетий в политической системе государства, экономических отношениях, условиях социальной жизни и мировоззрении общества поставили перед необходимостью серьезных изменений концепции государственной политики в области архивного дела. Важнейшим элементом этой политики необходимо считать социальную функцию архивов, информационный потенциал которых интенсивно используется при проведении пенсионной и иных социальных реформ.

Интенсивность использования документов в этом направлении постоянно растет. Только за прошлый год в архивные учреждения области обратилось более 236 тыс. граждан за справками социально-правового характера: о стаже работы, о заработной плате, о награждении, о выделении земли и многим другим вопросам. Архивами области было выдано 236177 справок социально - правового характера, из них – свыше 92% с положительным результатом.

Усилилось значение архивов в развитии исторической науки, всех обществоведческих дисциплин. В результате сегодня архивы активно востребованы современной гуманитарной наукой, более 700 исследователей ежегодно обращается к документам архивов области. Активно проводятся информационные мероприятия. Отмечу только одно из них: подготовленную Центральным госархивом выставку «Они ковали Победу». Выставка была показана в 8 городах области, в том числе в Химках и Щелкове, и экспонировалась всю вторую половину 2005 года.

Сегодня в Московской области действует одна из наиболее крупных в Центральном Федеральном округе систем архивных учреждений. Она включает в себя уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области – Главное архивное управление, Государственное учреждение «Центральный государственный архив Московской области» и его филиалы, 63 архивных отдела (сектора) и 2 управления администраций муниципальных образований, 2 муниципальных учреждения «Наро-Фоминский районный архив» и «Климовский городской архив», 19 центров хранения документов по личному составу. В архивной системе области работает более 300 человек.

В то же время за прошедшее время накопилось немало задач, требующих согласованных решений со стороны органов государственной власти, руководителей органов местного самоуправления.

Печальным фактом российской действительности последнего десятилетия стали утраты кадровой документации. В результате экономических реформ преобразуются, а зачастую просто исчезают многие десятки и даже сотни организаций, располагавших большими объемами документов по личному составу.

Так, например, в докладе Губернатора Московской области Б.В. Громова "Итоги работы Правительства Московской области за 2005 год и задачи на 2006 год" прозвучало, что к началу 2006 г. в области «более 3000 предприятий имеют признаки банкротства». По информации Управления ФНС России по Московской области по состоянию на 01.06.2006 г. в процедурах банкротства находятся 556 организаций разных форм собственности а, следовательно, их документы будут поступать в архивы Московской области.

Важность этих документов трудно переоценить. Последствия утрат трудовой документации могут быть самыми негативными. Приведу только один факт, хорошо известный жителям Орехово-Зуева. Это судьба документов Ореховского хлопчатобумажного комбината им. К.Н. Николаевой, градообразующего предприятия с числом работающих более 30000 человек не только жителей Московской области, но и бывшего СССР и ряда зарубежных стран.

После приватизации в 1994 году на базе комбината было создано ОАО «Ореховский текстиль», а затем еще несколько самостоятельных предприятий. При реорганизации вопрос об архиве с более чем вековой историей не рассматривался. В декабре 2000 года ОАО «Ореховский текстиль» было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Конкурсный управляющий документы государственной части архивного фонда Ореховского хлопчатобумажного комбината не принимал, архивные описи не были составлены и по инвентаризационной описи конкурсному управляющему не передавались. Средствами на оплату работы по описанию архива конкурсное производство также не располагало.

Несмотря на прямое требование федерального законодательства о сдаче конкурсным управляющим документов на хранение в соответствующий архив, в марте 2004 года конкурсное производство по ОАО «Оретекс» завершилось.

Многотысячный архив оказался в положении бесхозного имущества, а сотни граждан более года не могли подтвердить сведения о своей работе на комбинате. Данное положение дел привело к неблагоприятным последствиям для социального обеспечения граждан. Благодаря личному вмешательству руководства Московской области ситуация изменилась, и документы в октябре 2005 года поступили в Центральный государственный архив. Только за первые два с половиной месяца по ним было исполнено более 230 запросов бывших работников комбината.

Думаю, что о проблеме работы с документами ликвидированных организаций еще не раз пойдет речь в выступлениях участников нашего совещания. Отмечу только, что, прекрасно понимая остроту вопроса, Правительство Московской области вышло в Федеральное Собрание с законодательной инициативой «О внесении изменений в статью 129 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», предложив правовую норму, обязывающую конкурсных управляющих передавать документы по личному составу в архивные учреждения. Прежняя редакция Закона предусматривала «право» конкурсного управляющего на передачу документов в архив, что и приводило к утрате социально значимых документов.

Вторым серьезным фактором, определяющим архивную отрасль на современном этапе развития, стала реализация административной реформы.

Важность этой задачи еще раз подчеркивалась губернатором Московской области Б.В. Громовым в докладе по подведению итогов работы Правительства Московской области в первом полугодии 2006 года. В нем отмечено: «Муниципальная и административная реформы неразрывны, а ответственность субъекта Федерации за состояние дел в муниципальных образованиях лишь возрастает».

Главное архивное управление оказывает постоянную помощь органам местного самоуправления в формировании муниципальных архивов. В настоящее время с городскими округами Восток, Краснознаменский, Молодежный, Юбилейный и Электрогорский ведется работа по формированию муниципальных архивов.

Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребовал концентрации усилий на упорядочении и приеме на хранение в муниципальные архивы документов администраций поселковых и сельских округов, ликвидированных в ходе административно-территориальной реформы. В прошлом году в целом по области этой работой было охвачено 127 ликвидированных и реорганизованных администраций сельских округов и поселков.

Для решения столь масштабной задачи были привлечены силы всех, без преувеличения, архивистов муниципальных архивов. А их напомню, более 200 человек.

По состоянию на сегодняшний день в Ногинском, Павлово-Посадском муниципальных районах и городском округе Балашиха упорядочение документов ликвидированных органов местного самоуправления завершено, документы постоянного хранения и по личному составу приняты на муниципальное хранение. На стадии завершения работа в Воскресенском муниципальном районе.

Для приема документов ликвидированных муниципальных образований, а также дальнейшего комплектования архивов выделены дополнительные помещения площадью 240 кв. м Орехово – Зуевскому районному архиву, 600 кв.м. Павлово–Посадскому, 700 кв.м. Рошальскому, 25 кв.м. Раменскому муниципальным архивам. Установлены стеллажи в Орехово-Зуевском, Реутовском и Рошальском муниципальных архивах. Проведены ремонтные работы в помещениях Воскресенского, Павлово–Посадского и Раменского архива; принято решение о проведении ремонтных работ в Балашихинском муниципальном архиве.

Полностью проведено картонирование документов в Балашихинском, Железнодорожном, Лосино-Петровском, Реутовском, Электрогорском городских и Химкинском районном архиве.

Вместе с тем, в деятельности архивных учреждений имеется ряд недостатков. Не завершена работа по упорядочению документов ликвидированных органов местного самоуправления в Орехово-Зуевском, Раменском, Шатурском, Щелковском, Химкинском муниципальных образованиях.

Железнодорожный городской архив располагается в здании, не обеспечивающем сохранность документов, влажность воздуха в архивохранилище достигает 90%. Практически на 100% загружены архивохранилища Ногинского и Химкинского муниципальных архивов; недостаточно площадей для архивохранилища выделено Раменскому архиву; отсутствует система охранно-пожарной сигнализации в Лосино-Петровском, Рошальском, Химкинском, Шатурском и Черноголовском муниципальных архивах; не закартонированы документы в Рошальском, Щелковском, Электростальском муниципальных архивах.

Деятельность Главного архивного управления направлена на сохранение документального наследие наших дней для будущих поколений. Нами проводится постоянная работа по определению состава документов, относящихся к Архивному фонду Московской области и подлежащих хранению в архивах, по контролю за отбором документов и подготовкой к передаче на постоянное хранение, упорядочением документов по личному составу и обеспечением их сохранности.

В течение 2005 – первого полугодия 2006 Архивный фонд Московской области пополнили более 5000 дел постоянного срока хранения органов местного самоуправления Воскресенского, Ногинского, Орехово-Зуевского, Павлово-Посадского, Раменского, Шатурского, Щелковского муниципальных районов по описям, утвержденным ЭПК Главного архивного управления.

Столь существенные достижения были бы не возможны без постоянной поддержки и внимания к архивному делу Правительства Московской области, Московской областной Думы, глав муниципальных образований Московской области.

Значительным шагом в формировании Архивного фонда Московской области стало утверждение 4 июля 2006 г. Правительством Московской области «Порядка возмещения за счет средств бюджета Московской области расходов негосударственных организаций по отбору и передаче в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к собственности Московской области, в государственные архивы Московской области». Этот нормативный акт позволит существенно улучшить ситуацию с упорядочением документов государственной собственности Московской области, оказавшихся в негосударственных организациях, и пополнить ими госархивы Московской области.

В целях совершенствования управления архивным делом Московской области Постановлением Правительства в июне этого года в ведомственное подчинение Главного архивного управления Московской области передано Государственное учреждение Московской области "Центральный государственный архив Московской области".

В рамках областных программ Главное архивное управление Московской области приступило к реализации мероприятий по включению Главного управления в единую информационную систему исполнительных органов государственной власти Московской области. Разрабатывается и наполняется официальный сайт Главного управления, а также электронный административный регламент предоставления государственных услуг населению.

В заключение хочу остановиться на вопросах архивного законодательства.

Приведение областного архивного законодательства в соответствие с новым федеральным Законом потребовало изменений Закона Московской области "Об Архивном фонде Московской области и архивах", которые и были внесены в феврале 2005 года.

Однако время вносит свои коррективы. Появляются практический опыт реализации архивного законодательства, потребность его совершенствования. Сегодня назрела необходимость обобщения всех произошедших изменений в новом областном архивном законе «Об архивном деле в Московской области».

Мы рассчитываем отразить в Законе вопросы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Московской области по формированию, содержанию и использованию Архивного фонда Московской области, вопросы контроля архивного законодательства на территории области, закрепить современную систему организации управления архивным делом.

Завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что, безусловно, положение архивов в каждом муниципальном образовании зависит от благосостояния района, отношения руководства муниципального образования к архивному делу, материально-техническому обеспечении, созданию необходимых условий труда архивистов. Но только совместными усилиями Правительства Московской, глав органов местного самоуправления области можно сохранить важнейшую часть исторической памяти народа - Архивный фонд Московской области.

Спасибо за внимание!