alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
16:42
34

Выступление
начальника Главного архивного управления
Московской области П.М. Петрова
Проблемы реализации Федерального закона
«Об архивном деле в Российской Федерации».

Прошло полтора года с момента вступления в силу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и сейчас уже можно говорить о положительных и отрицательных моментах закона, о проблемах возникших в архивной отрасли с его реализацией.

Бесспорно Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» долгожданный и необходимый закон, призванный нормативно отрегулировать сложившуюся архивную практику.

Воодушевленные новым Федеральным законом архивисты Подмосковья подготовили подробный проект областного закона «Об архивном деле в Московской области» на основе федерального. Однако юристы рекомендовали путь внесения поправок в наш прежний закон «Об Архивном фонде Московской области и архивах», что, по нашему мнению, только утяжелило областной Закон и затруднило его применение. Существенно осложнило прохождение Закона то, что в Федеральном законе, к нашему большому сожалению, термин Архивный фонд субъекта РФ отсутствует. Однако сегодня мы не теряем надежды, все же принять Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области».

Теперь о тех трудностях и проблемах, которые возникли у архивистов Московской области в связи с внедрением в практику работы Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Часть из них уже было озвучено с этой трибуны.

В соответствии с Федеральным законом произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, закреплено деление архивных фондов по видам собственности на федеральную, собственность субъектов РФ, муниципальную и частную собственность. Недостаточная проработка этого вопроса разу обнажила ряд проблем.

В настоящее время в списках источников комплектования всех государственных архивов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в том числе Московской области, имеется значительное количество организаций федеральной собственности, хранение, комплектование, учет и использование документов которых в соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 4, п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» относятся к полномочиям Российской Федерации.

Возникает вопрос о финансировании из федерального бюджета государственных и муниципальных архивов в случае передачи им на постоянное хранение документов образовавшихся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального округа.

Да, безусловно, для хранения этих документов необходимы площади, финансовые затраты на их содержание. Но надо не забывать, что эти документы отражают жизнь региона, являются его историческим наследием, которое мы архивисты обязаны сохранить. Без этих документов обеднеет Архивный фонд Московской области, не Российской Федерации, а именно органу государственной власти Московской области допустить этого нельзя.

В настоящее время в области проводится работа по заключению договоров с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Государственное учреждение Московской области «Центральный государственный архив Московской области» заключает договоры в основном на безвозмездной основе. Мы отошли от категоричного требования принимать документы территориальных органов только на платной основе в целях сохранения документов, важных для Архивного фонда области.

В то же время даже на этих условиях, не все территориальные органы согласны заключать договоры. Так, например, от договора с ЦГАМО категорически отказалась Прокуратура Московской области. Здесь мы видим необходимость усиления роли Росархива, как уполномоченного федерального органа в области архивного дела.

Мы прекрасно понимает, что в условиях необходимости дополнительного финансирования государственных и муниципальных архивных учреждений такая ситуация не может продолжаться долго. Поэтому параллельно нужно прорабатывать вопрос о финансовой помощи со стороны федеральных органов. В настоящее время Главному архивному управлению Московской области на восстановление выделенных зданий под архивохранилища в микрорайоне Мамонтовка необходимо затратить из областного бюджета 70 млн. рублей. Сумма немалая. Это строительство позволит, в том числе решать вопросы обеспечения сохранности документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Следующая проблема. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», обязывающий ликвидационные комиссии и конкурсных управляющих сдавать документы на хранение в упорядоченном состоянии в соответствующие государственные или муниципальные архивы, вступает в противоречие с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В последней редакции ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятом 27 сентября 2002 г. ст.129, п.3, установлено право конкурсного управляющего о передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Это право конкурсного управляющего, а не обязанность передачи документов на государственное хранение. Такие права, равно как право выбора архива по усмотрению конкурсного управляющего являются причиной утрат документов. Имеются факты, когда документы передаются в частные архивы. Так документы по личному составу известного Апрелевского завода грампластинок поступили в архив в ООО «Универсал-Архив 2», знаменитый завод Ухтомского - в ООО «Архив ФЭБ».

С целью сохранности документов Главное архивное управление Московской области обратилось с письмами в Арбитражный суд Московской области и Федеральную налоговую службу с просьбой установить порядок отказа в завершении процедуры конкурсного производства до решения вопроса о размещении архивных документов в государственных или муниципальных архивах. На что получили отрицательный ответ и предложения внести изменение в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Управлением проведена работа и в январе текущего года через Московскую областную Думу внесли предложение – обоснование необходимости внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Нами было предложено внести изменения в формулировку ст.129 устанавливающую обязанность конкурсного управляющего по передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

С выходом в свет Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» много споров вызвала статья 23 п.3 о возмещении негосударственным организациям расходов понесенных за отбор и передачу в упорядоченном состоянии архивных документов относящиеся к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в государственные и муниципальные архивы. Нам казалось странным, что кому-то надо возвращать финансовые средства из местных бюджетов, а это колоссальные затраты. Вместе с тем это единственный рычаг для приведения в порядок документов ликвидированных государственных структур.

Акционерные общества, организованные на базе бывших государственных предприятий зачастую отказывались проводить научно-техническую обработку документов своих предшественников, и уговоры здесь мало помогали. На помощь и пришел закон, а вернее его статья 23, которая бесспорно будет стимулировать обработку документов ликвидированных государственных предприятий.

Именно поэтому Главное архивное управление разработало «Положение о порядке возмещения за счет средств бюджета Московской области расходов негосударственных организаций по отбору и передаче в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к собственности Московской области, в государственные архивы Московской области». Постановление Правительства Московской области будет принято в июне месяце. Пока обращений от негосударственных организаций на возмещение затраченных средств не поступало.

Хотелось обратить Ваше внимание и на статью 15 Федерального закона, которая оказывает серьезное влияние на сеть архивных учреждений в субъектах Российской Федерации.

Особенно это отразилось на муниципальных архивах области, которые перешли в безраздельное подчинение органам муниципальных образований. Обладая полнотой власти на местах, некоторые руководители муниципальных образований, в целях экономии финансовых средств, теперь все чаще при очередной реорганизации своей структуры обращают взоры на архивные отделы. Началось разрушение системы архивных учреждений созданных в 90-х годах – ликвидация архивных отделов и центров хранения документов по личному составу.

Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» обошел молчанием архивы по личному составу, которых на момент выхода закона было уже достаточно. Это привело почти к повсеместной ликвидации центров хранения документов по личному составу и слияние их с архивными отделами. В Московской области из 45 центров хранения документов по личному составу сейчас осталось только 19.

Пестрят разнообразием и названия муниципальных архивов. На территории Московской области функционируют 2 Архивных управления, 47 архивных отделов, 8 архивов, 2 муниципальных учреждения, 8 секторов различных отделов Администраций. Необходимо сейчас остановить процесс изменения системы архивных учреждений, уже слаженный и отработанный в 90-е годы, и внести изменения в статью закона об управлении архивным делом в муниципальных образованиях.

Хотелось бы сказать несколько слов и об архивной этике – нельзя стремиться ради наживы принимать документы других субъектов РФ. Так, конкурсный управляющий Наро-Фоминского шелкового комбината сдал документы в Объединенный архив Министерства народного образования г. Москвы. Примеров можно приводить много. При таком способе комплектования «по финансовым средствам» разрушается десятилетия складывавшаяся система региональных Архивных фондов, а в скором времени отыскать документы, особенно по личному составу будет трудно.

Похожие процессы идут и на муниципальном уровне. С выходом Федерального закона и благодаря статье 15, где говорится что «муниципальные архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления)» руководство муниципальных образований стремится преобразовать архивные отделы Администраций в муниципальные учреждения. Сегодня на территории Московской области функционирует пока 2 муниципальных учреждения, в четырех - идет подготовка документов. Цепная реакция уже пошла по области и в ближайшие годы число их значительно возрастет. Никого не волнует, что муниципальное учреждение не может выполнять контрольные и управленческие функции в области архивного дела на территории муниципального образования. Главная цель – заработать деньги.

Первое созданное на территории области Муниципальное учреждение «Наро-Фоминский районный архив» планировалось первоначально финансировать 50% из бюджета района и 50% внебюджетных средств. На содержание муниципального учреждения за год ушло 2 млн. рублей. Архивистами было заработано достаточно средств и через год бюджетное финансирование полностью было прекращено. Сейчас муниципальный архив существует на деньги им заработанные. Коммертизация архивной отрасли ничему хорошему не приведет. Как говорит директор МУ «Наро-Фоминский районный архив», меняется психология сотрудников и подход к комплектованию архива. При приеме документов больше думают о прибылях, которые принесут принятые на хранение документы, а не об их исторической ценности.

В этой связи вношу предложение поручить Бюро НМС ЦФО Подготовить Декларацию архивистов Центрального федерального округа РФ «Об архивной этике в работе по комплектованию архивов ЦФО РФ документами» и рассмотреть эту декларацию на расширенном заседании Бюро НМС ЦФО в сентябре – октябре этого года.

Вот основные проблемы и трудности, с которыми столкнулись архивисты Подмосковья, внедряя в практику работы Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Мы надеемся, что Федеральное архивное агентство учтет опыт реализации закона, высказанный на данном Научном методическом совете архивных учреждений Центрального федерального округа РФ и использует его при подготовке поправок в в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».