alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
15:39
57

Уважаемые коллеги!

Было бы неправильно не отметить два момента сегодняшнего дня. Главное - это 50-летний юбилей архивистов города Москвы. Поздравляя от имени Правительства Московской области, архивистов Подмосковья, желаю успехов во всех начинаниях, здоровья вам всем и всех благ.

Нельзя не отметить выступления членов Научно-методического совета ЦФО. Хочу поблагодарить

Любовь Борисовну Хромых, заместителя начальника Управления по делам архивов Белгородской области;

Марину Геннадьевну Гончарюк, начальника отдела архивного дела Управления историко-культурного наследия Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области;

Виктора Дмитриевича Морозова, председателя Комитета по делам архивов Костромской области;

Раису Федоровну Чекмареву, начальника Управления ЗАГС и архивов Липецкой области,

которые выступили до меня, за подробный и содержательный рассказ, а главное за большую работу, проделанную ими по выстраиванию взаимоотношений между архивистами и органами Пенсионного фонда России в целях обеспечения социальных гарантий граждан на получение заслуженной пенсии (слайды с видами муниципальных архивов).

Как определено законодательством об архивном деле и «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» одной из основных форм использования архивных документов является исполнение социально-правовых запросов граждан – это подчеркивалось не раз в выступлениях.

Остановлюсь только на вопросах организации работы с органами Пенсионного фонда России в Московской области.

Государственными и муниципальными архивами Московской области за период с 2002 по 2011 год исполнено более 2,5 млн. запросов социально-правового характера (слайд – график исполнения запросов за 2002-2011 годы). При этом следует заметить, что в Московской области традиционно имущественные запросы, которые также связаны с защитой законных прав и интересов граждан, относят к категории социально-правовых. Для Московской области характерен очень высокий процент имущественных запросов в общем количестве запросов. Например, в Одинцовском муниципальном архиве имущественные запросы составляют 96 % всех обращений, в Сергиево-Посадском архиве – 95 %, в Волоколамском архиве – 92 %.

В целом в Московской области по сравнению с 2002 годом к концу 2011 года количество поступивших запросов возросло на 257 %. Однако мы не можем связать это увеличение только с проводимой Пенсионным фондом Российской Федерации работой по валоризации расчетного пенсионного капитала. Во многом увеличение количества обращений граждан и организаций связано с приемом на хранение больших объемов документов по личному составу. За период с 2002 по 2011 год на хранение в государственные и муниципальные архивы Московской области поступило более 1,1 млн. дел по личному составу (диаграмма). Для хранения этих документов необходимо было выделить дополнительные помещения, оборудовать их средствами хранения и обеспечить соблюдение нормативных режимов хранения документов. С 2003 года объем площадей, занимаемых государственными и муниципальными архивами Московской области, вырос почти на 8 тыс. кв.м (диаграмма).

В муниципальных архивах, действующих на территории Московской области, ситуация с поступлением запросов социально-правового характера складывается неоднозначная. В 2010 году Главным архивным управлением Московской области проведено анкетирование муниципальных архивов. На вопрос «Увеличилось ли количество запросов социально-правового характера в связи с проведением органами Пенсионного фонда Российской Федерации валоризации расчетного пенсионного капитала?» 6 муниципальных архивов ответили, что увеличения не произошло. Уменьшилось количество запросов в 3 муниципальных архивах на 17-26 %. Незначительное увеличение количества запросов (от 2 до 10 %) произошло в 13 муниципальных архивах. От 11 до 40 % возросло число обращений граждан в 20 муниципальных архивах. Большой прирост числа запросов в 12 муниципальных архивах: от 63 % до 148 %.

Также работники государственных и муниципальных архивов Московской области отмечают, что в обращениях органов Пенсионного фонда России увеличились объемы запрашиваемых сведений.

Учитывая социальную значимость работы по исполнению запросов граждан социально-правового характера, в последние годы постепенно увеличивалась штатная численность работников государственных и муниципальных архивов Московской области. Если в 2002 году в Московской области в архивных учреждениях трудилось 306 работников, то в 2011 году – уже 479 (диаграмма).

Хочется отметить, что государственные и муниципальные архивы Московской области также как и в других субъектах Российской Федерации активно взаимодействуют с органами Пенсионного фонда Российской Федерации. В основном, сотрудничество носит деловой и конструктивный характер. Совместные совещания с представителями органов Пенсионного фонда Российской Федерации, государственных и муниципальных архивов регулярно проводятся как на базе Главного архивного управления Московской области, так и в некоторых муниципальных архивах. И результатом эффективно организованной совместной работы являются многочисленные благодарности от заявителей и администраций муниципальных образований.

Как уже было отмечено В.П.Тарасовым и выступающими - во многих субъектах Российской Федерации заключены и успешно реализуются соглашения об организации электронного документооборота между архивными учреждениями и органами Пенсионного фонда России. В сентябре 2011 года такое соглашение было заключено между Главным архивным управлением Московской области и Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области (слайд – первый лист Соглашения).

В рамках данного Соглашения организован электронный обмен архивными справками, архивными копиями и архивными выписками между подведомственными Главному архивному управлению Московской области государственными архивами Московской области и территориальными органами Отделения ПФР по г.Москве и Московской области. И если со стороны Главного архивного управления Московской области в электронном документообороте участвует 3 государственных архива Московской области, то со стороны Отделения – более 300 территориальных органов.

В целях реализации данного Соглашения обеими сторонами была проведена большая работа. Отделением ПФР по г.Москве и Московской области разработан и утвержден Порядок организации работы территориальных органов ПФР, подведомственных Отделению, и Отделения в целях реализации Соглашения между Отделением и Главным архивным управлением Московской области (слайд с приказом об утверждении Порядка), проведено обучение работников территориальных органов.

Обмен документами организован по принципу «точка» - «точка», т.е. запросы из всех территориальных органов Отделения ПФР по г.Москве и Московской области поступают в Отделение, которое и направляет их в Главархив Московской области. Соответственно и ответы на запросы из всех государственных архивов Московской области поступают в Главархив Московской области, работник которого и отправляет их в Отделение ПФР по г.Москве и Московской области.

Запросы формируются в виде файлов в формате EXEL по формам, установленным Соглашением, формируется пакет запросов, шифруется, заверяется ЭЦП и ежедневно передается в Главное архивное управление Московской области.

Архивные справки, копии и выписки создаются в электронном виде на бланке государственного архива, но не заверяются соответствующими подписями и оттиском печатей. Юридическую значимость документам придает подписание электронной подписью. Государственные архивы подписывают подготовленные документы ЭЦП, шифруют и направляют в Главное архивное управление Московской области, которое в свою очередь формирует пакет ответа и ежедневно передает его в Отделение ПФР по г.Москве и Московской области.

Соглашение было подписано сторонами в 2011 году, но реально обмен документами начался с 1 марта 2012 года. За прошедший период по состоянию на 18.10.2012 по каналам защищенного электронного документооборота поступило всего 209 запросов.

Безусловно, запросы от территориальных органов ПФР поступают также и по почте на бумажном носителе. Конечно, в ходе обмена имели место случаи неверного формулирования запроса или ошибки. Все вопросы решаются в рабочем порядке.

Главное архивное управление Московской области планирует в 2013 году включить в систему социально-правового защищенного электронного документооборота с Отделением ПФР по г.Москве и Московской области муниципальные архивы Московской области. Эта работа будет проводится также в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

На заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, состоявшемся 10 октября 2012 года, обсуждался проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года». В Концепции отмечается, что выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения.

Проект Концепции обсуждался в коллективах Главархива Московской области и государственных архивов Московской области. И мне с учетом программы заседания Научно-методического совета архивных учреждений ЦФО и вопросов, рассмотренных на сегодняшнем заседании НМС, хотелось бы озвучить некоторые замечания и предложения.

Так, в подразделе «Обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях» сказано, что с 1997 гогда все сведения, необходимые для реализации пенсионных прав граждан поступают от работодателей в Пенсионный фонд и, таким образом, происходит дублирование данных, содержащихся в подлинных документах по личному составу и информационных базах данных ПФР. На основании этого ошибочного тезиса предлагается проводить экспертизу ценности документов по личному составу с таким расчетом, чтобы избежать этого дублирования. Ясно, что эта задача может решаться только путем уничтожения документов по личному составу, созданных после регистрации работодателя в ПФР, т.е. с 1997 года (по мнению авторов концепции).

Но, как показывает опыт работы Московского областного архивного центра, постановка работающих граждан на учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществлялась с 1997 г. до 2002 г. Следовательно, до момента регистрации граждан в качестве застрахованного лица, их пенсионные права (установление стажа работы, заработной платы) можно подтвердить только на основании подлинных документов, созданных, как минимум, до 2002 г. включительно.

Вместе с тем, отделения ПФР до сих пор запрашивают сведения для подтверждения льготного стажа работы (работы с вредными (особыми) условиями труда) и просят отразить в справках: периоды отпусков без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, простоев, забастовок, учебных отпусков, работы в режиме неполной рабочей недели, прохождение курсов повышения квалификации, временный перевод на другие работы и др. не только до 1997 г., а по настоящее время, т.е. по документам, созданным после 2000 г.

С января 2002 г. ПФР принимает от организаций сведения лишь о произведенных отчислениях из заработной платы граждан и не хранит данные о ее размерах.

Все это говорит о том, что информационная база ПФР совершенно не дублирует документы организаций, а содержит только фрагментарные сведения. Отсюда напрашивается вывод о целесообразности сохранения подлинных документов по личному составу как единственных источников, отражающих трудовые отношения работников и работодателей в полной мере.

В пользу сохранения документов по личному составу в полном объеме можно привести дополнительный аргумент. От ликвидированных организаций, не являющихся источниками комплектования Архивного фонда Российской Федерации, как правило, остаются, пусть лишь на долговременное хранение, только документы по личному составу, которые являются важными источниками как для историко-биографических исследований, так и для изучения истории фондообразователей и населенных пунктов, в которых они функционировали.

Мы считаем, что в условиях реформирования пенсионной системы, изменения критериев определения пенсионных прав граждан, методик расчета пенсионного пособия, все документы по личному составу целесообразно сохранять. При ликвидации организаций (в том числе в результате банкротства) эти документы передавать на хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы в установленном законодательством порядке.

Благодарю за внимание.