alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
12 мая
2014
8:00
70

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 г. до 18 января 1943 г. Сообщение оккупированного города с другими территориями страны поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху, что крайне затрудняло оборону города. Положение осложнялось еще и тем, что с 4 сентября 1941 г. противник начал артиллерийский обстрел города, а его авиация производила систематические, разрушительные полеты.

Уничтожение авиацией и артиллерией противника продовольственных складов осложнило положение в городе. С 20 ноября суточный паек хлеба составлял 125 – 250 грамм. В городе начался голод, от которого с ноября 1941 г. по октябрь 1942 г. погибло свыше 630 тысяч человек.

Не имея достаточных сил, чтобы взять Ленинград штурмом, немецкое командование пыталось сломить сопротивление защитников города усиленными бомбардировками с воздуха и обстрелами тяжелой артиллерии. В сентябре – ноябре 1941 г. на Ленинград было сброшено свыше 10 тысяч зажигательных и более 3500 фугасных авиабомб.

Блокадный город остро нуждался в боеприпасах, продовольствии и медикаментах. Во второй половине ноября была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского озера, так называемая «Дорога жизни», по которой осуществлялся подвоз вооружения, продовольствия, медикаментов и топлива, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые и нетрудоспособные. Только за январь – апрель 1942 г. было эвакуировано свыше 550 тысяч человек. Работа трассы не прекращалась, несмотря на бомбежки, обстрелы, плохую погоду. Были предприняты все возможные меры для спасения людей от голода. С началом работы Ладожской трассы хлебный паек стал постепенно увеличиваться до 200 – 350 грамм.

Одним из тех кто принимали все возможные меры для спасения людей из блокадного города, был Александр Федорович Куранчев, чей личный фонд находится на хранении в Центральном Государственном архиве Московской области.

Куранчев Александр Федорович в 1942 г. работал Уполномоченным Совета Министров СССР по эвакуации населения из Ленинграда. Среди документов его личного фонда имеются письма, телеграммы заместителя председателя Совета Народных комиссаров СССР А.Н. Косыгина, занимавшегося с января по июль 1942 г. снабжением и эвакуацией города, приказы, инструкции по эвакуации населения, графики движения поездов с эвакуированным населением блокадного Ленинграда.

Стараниями Александра Федоровича в Волховстрое был устроен госпиталь на 200 человек для слабых эвакуированных из Ленинграда, снимаемых с поездов. Он докладывал Наркому пути Л.М. Кагановичу о неудовлетворительном продвижении эвакопоездов с ленинградским населением Северной дороге. В сферу его обязанностей также входил контроль за обустройством вагонов для эвакуированного населения, правильностью расходования продуктов питания, предназначенных для питания перевозимых людей.

Первый состав с эвакуированными жителями Ленинграда был сформирован 23 – 24 января 1942 г. и отправлен в город Вологду. Куранчев А.Ф. по указанию А.Н. Косыгина сопровождал его. В пути следования возникало множество больших и малых вопросов, которые нельзя было предусмотреть решениями и приказами, а требовалось ликвидировать во время следования эвакопоездов. До восьми составов в день проходили через станции, где организовывались эвакопункты. Сложные метеоусловия по ходу следования эвакопоездов приводили к их скоплению, приходилось мобилизовывать население сел, прилегающих к железной дороги для расчистки железнодорожных путей от снега. Женщины, старики, дети более суток боролись со стихией на расчистке. Так поддерживалось население блокадного Ленинграда.

Авиация противника бомбила станции Волхов, Жихарево, Войбаколово, ежедневно по несколько раз происходили авиа налеты. Особенно пострадал мост через реку Волхов.

Пассажирских вагонов для перевозки было недостаточно, использовались грузовые вагоны. А.Ф. Куранчев вспоминал: «Помню сообщили мне из Ленинграда, что в ближайшие десять дней будет отправлена группа ленинградских академиков. Необходимо было сделать максимум удобств для их следования. Прибыло около двадцати мягких пассажирских вагонов и несколько международных, требующих, конечно, ремонта. Вагоны были срочно восстановлены, поезд был сформирован. В столовой был организован обед с накрытыми белыми скатертями и приборами. Я был свидетелем, какое сильное впечатление произвел на них такой прием. Они обнимали обслуживающий персонал, произносили речи и благодарности.».

12 января 1943 г. был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. В 1944 г. сложились благоприятные условия для проведения наступления под Ленинградом с целью полного снятия блокады с города. Была проведена Ленинградско – Новгородская операция 1944 г. Советские войска 14 января 1944 г. перешли в наступление с Ораниенбаунского плацдарма на Ропшу, а 15 января – от Ленинграда на Красное Село.

В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 г. в Ленинграде был дан салют.

 

 

 

 

 

 

 

Запись прямых переговоров А.Ф. Куранчева с А.Н. Косыгиным

 

Распоряжение Совета Народных комиссаров СССР № 2065 - рс от 07.02. 1942 г. по вопросам организации железнодорожной перевозки эвакуированного населения

 

Статистические сведения о количестве умерших граждан в пути следования из Ленинграда на участке линейного отделения милиции станции Бабаево за период с 11 февраля по 18 марта 1942 года

 

Отчет о количестве эвакуированного населения за период с 24 января по 24 февраля 1942 года

 

Приказ начальника Северной железной дороги и начальника политотдела Северной железной дороги № 7 от 28. 01. 1942 г. «О продвижении поездов с эваконаселением города Ленинграда»

Отчет о проделанной работе, по переоборудованию грузовых вагонов в пассажирские